Новости

205-летию со дня рождения И.С. Тургенева посвящается

В 2023 году в России и за рубежом, проходят мероприятия, приуроченные к 205-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева, который сумел во второй половине XIX века сблизить ведущие культурные круги России, Франции и других европейских стран.

1 ноября в Библиотеке-читальне имени И.С. Тургенева прошла пресс-конференция, посвященная празднованию юбилея великого писателя.

Главными темами стали состоявшаяся в октябре Международная научная конференция «Иван Тургенев — русский писатель в Европе», где обсуждались вопросы изучения биографии, творчества и общественной деятельности И.С. Тургенева во время его жизни в Европе, а также показы спектакля «Зов небесный» об истории отношений русского писателя и испано-французской оперной певицы Полины Виардо, прошедшие в России и во Франции при содействии Благотворительного фонда актеров и Национального фонда поддержки правообладателей.

Как Тургенев стал своего рода посредником между русской культурой и европейской, на пресс-конференции рассказала профессор, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева Елена Петраш:

— Спектакль «Зов небесный» основан на истории глубокой любви и пожизненном поклонении верного рыцаря прекрасной даме — влюбленности Ивана Тургенева в певицу Полину Виардо, которая с годами все больше уводила писателя из России, и, наконец, дом писателя в Буживале, предместье Парижа, становится его гнездом. Тургенев начинает все больше и чаще рассказывать о России в Париже, Берлине, Лондоне. Он использовал все свое обаяние, талант и знания, чтобы европейцы, которые всегда были сосредоточены на самих себе, особенно французы, которые вечно кичились своей философией и литературой, к нему прислушивались. Не было бы Тургенева — и в России не узнали бы классических французских писателей, а европейцы никогда бы не узнали Достоевского и Толстого. Мало кто знает, что помимо знаменитых романов, пьес, рассказов Тургенев написал более 6 000 писем, обращенных к авторам или в издательства. Он великолепно проявил себя, говоря современным языком, как менеджер, продюсер, литературный агент. Ему был дан дар влюбляться и увлекаться талантами, и поэтому он открывал своих любимых русских писателей — Пушкина, Лермонтова Гоголя, Гончарова, Писемского и многих других — французам, а русским читателям французских — Золя, Флобера, Мопассана, Доде…, а с ними и Францию. Это была каждодневная последовательная и настойчивая работа. Тургенев делал все один — определял общую стратегию, находил издателей, переводчиков обговаривал гонорары, пересылал рукописи, тиражи, заказывал рецензии, писал их сам, много рекламировал. Прожив всего 65 лет, он успел очень много сделать, в частности создать переводческую школу. Он помогал переводчикам, правил их тексты, объяснял реалии как русской, так и французской жизни, сам переводил. Так он работал с французскими, немецкими, английскими и русскими переводчиками, поэтому писатели ему доверяли, они не только печатались у Тургенева, но и дружили с ним. Он умел дружить, умел помогать. Тургенев был мудрым и наивным, обидчивым и благородным. Однажды он по-настоящему оскорбился, когда кто-то заявил, что свои произведения он пишет не только по-русски, но и по-французски. Тогда он объяснил, что может писать письма, вести переговоры на разных языках, но художественную прозу он пишет единственно на русском, так как он русский писатель. Этот писатель такой разный, многообразный, тонкий, странный — в наше время недооцененный, недопонятый.

Главная героиня постановки «Зов небесный», в которой звучит симфоническая музыка композитора Александра Клевицкого в исполнении Академического Большого концертного оркестра им. Ю.В.Силантьева Радио «Орфей», актриса театра и кино Елена Соколова поделилась историей создания моноспектакля:

— Что такое любовь!? Что это за загадка такая, когда жертвуешь всем просто для того, чтобы быть рядом с любимым человеком. С этого начинается наш спектакль, и на протяжении первого действия мы пытаемся ответить на этот вопрос. Во время создания «Зава небесного» я стала изучать жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева, и в какой-то момент вдруг открыла для себя, что та любовь, которую он впервые испытал в свои 25 лет к Полине Виардо и пронес до конца жизни, стала определяющей и фактически сделала его тем Тургеневым, которого мы все знаем. Меня так поразила и заинтересовала глобальность этого чувства, что, конечно, именно тема любви легла в основу сюжета постановки. Личные письма Тургенева, его воспоминания, дневники, стихи в прозе органично вплелись в сценарий, написанный заслуженной артисткой России, режиссером Мариной Кайдаловой. А говорить о любви всемирно известных писателя и оперной певицы без музыки просто невозможно. Премьера спектакля состоялась 9 ноября 2018 года, в день 200-летия Тургенева в Московском доме музыки, потом мы показывали версию этой постановки на французском языке, которым я владею и который люблю, в Париже и Брюсселе. Казалось бы, история завершена, но в этом году она получила неожиданное продолжение: в год 205-летия со дня рождения Ивана Сергеевича мы вернулись к нему спектаклю и показали его на Большей сцене Центрального Дома актера. Стало очевидно, что спектакль растет, живет и очень интересует публику.

В завершении пресс-конференции руководитель департамента по сохранению исторической памяти Ассамблеи народов Евразии Игорь Шпынов вручил Благодарственные письма «за активное участие в деле сохранения исторической памяти в области взаимодействия культур и сближения народов, а также за содействие в подготовке празднования 205-летия со дня рождения великого русского писателя И.С. Тургенева и юбилейного драматического концерта “Зов небесный”»:

• актрисе, заслуженному работнику культуры России, генеральному директору Благотворительного фонда актеров, советнику генерального директора НФПП Ларисе Назаровой;

• заслуженному деятелю искусств России, композитору, художественному руководителю и главному дирижеру Академического Большого концертного оркестра имени Ю.В.Силантьева Радио «Орфей» Александру Клевицкому;

• актрисе театра и кино Елене Соколовой;

• актрисе Анастасии Савостьяновой;

• директору Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева Ромуальду Крылову-Иодко.

В настоящее время Ассамблея народов Евразии готовит фильм, посвященный писателю.
Исполнитель моноспектакля — актриса театра и кино Елена Соколова.

Автор сценария и режиссер-постановщик — заслуженная артистка России Марина Кайдалова.

Автор музыки — заслуженный деятель искусств России, композитор, художественный руководитель и главный дирижер Академического Большого концертного оркестра имени Ю.В. Силантьева Александр Клевицкий.